Билет 8


Cодерджание билета:

  1. БССР в годы новой экономической политики: особенности социально-экономического положения
  2. Общественно-политическая жизнь БССРво второй половине 1950-х— первой половине 1960-х гг.: основные направления демократизации
  3. Объяснение причинно-следственных связей между историческими фактами (процессами)

1.БССР в годы новой экономической политики: особенности социально-экономического положения

Социально-экономическое положение Беларуси после Первой мировой и Гражданской войн. Территория Беларуси на протяжении более чем шести лет была ареной боевых действий, а после подписания Рижского мира оказалась разделенной: западные районы, почти половина белорусских земель с населением более 4 млн человек, отошли к Польше. Витебская и Гомельская губернии оставались в составе РСФСР Территорию БССР составляли только 6 уездов бывшей Минской губернии с населением 1,6 млн человек. Промышленное производство в 1920 г. по сравнению с довоенным сократилось в 7 раз. Продукция сельского хозяйства составляла менее 50 % от довоенного уровня. Переход к новой экономической политике (нэпу). С окончанием Гражданской войны на повестку дня был поставлен вопрос о восстановлении разрушенного войной хозяйства. Политика «военного коммунизма» этому не способствовала. Крестьяне выражали все большее недовольство продразверсткой в условиях перехода к мирному строительству Они не понимали, почему после окончания войны нужно отдавать государству почти все свои продукты. X съезд Российской коммунистической партии (большевиков), состоявшийся в марте 1921 г., принял решение о введении новой экономической политики (нэпа). Большевистское руководство во главе с В. И. Лениным уже через три дня после подписания Рижского мирного договора приняло решение о замене продразверстки натуральным продналогом. Продналог объявлялся заранее, накануне сева. Его размер был меньше продразверстки. Крестьянам разрешалась свободная торговля, запрещенная ранее в условиях войны. У крестьянина после выплаты продналога появлялись излишки продуктов, которые он мог продать на рынке, получив за это деньги в «собственный карман». Одной из особенностей нэпа в Беларуси была ликвидация в 1922—1924 гг. различных денежных единиц, которые получили довольно широкое распространение в приграничных районах. В денежный оборот вводился советский червонец. Эта денежная единица равнялась дореволюционной 10-рублевой золотой монете и стоила на мировом рынке к середине 1926 г. более 5 долларов США. Червонец изготавливался из золота и мог заменяться бумажными деньгами. Разрешение частной торговли привело в середине 1920-х гг. к созданию широкой сети магазинов розничной торговли, в которых главной фигурой стал частник (нэпман). Отказ от принципов политики «военного коммунизма» означал отмену всеобщей трудовой повинности и уравнительной оплаты труда. Набор рабочей силы на предприятия осуществлялся через биржи труда, а заработная плата определялась в зависимости от выполняемой работы. Восстанавливалась плата за транспорт, коммунальные и другие услуги. Влияние нэпа на развитие сельского хозяйства и промышленности. При осуществлении нэпа разрешались аренда земли (временное пользование ею за определенную плату), применение наемного труда, свободный выбор форм землепользования, что привело к увеличению количества хуторов, которые создавались на бывших помещичьих землях. Это стало особенностью в проведении нэпа в Беларуси. Была узаконена кооперация как форма добровольного объединения людей для совместной организации труда: создавались товарищества по совместной обработке земли, торговые кооперативы. Ставку на поддержку хуторской системы в развитии сельского хозяйства делал Дмитрий Филимонович Прищепов, занимавший в 1924—1929 гг. должности заместителя и народного комиссара земледелия БССР. Такая позиция по вопросу развития сельского хозяйства, ориентированная на развитие хуторов и защиту кулацких хозяйств, развитие кооперации в интересах зажиточного крестьянства, возможное переселение сельской бедноты на Урал, Дальний Восток и в Сибирь, получила название «прищеповщина». Введение нэпа оказало благоприятное влияние на состояние сельского хозяйства. До 1927 г. оно была полностью восстановлено. Белорусское крестьянство сумело обеспечить население республики необходимой продукцией. Рост сельскохозяйственного производства явился основой для развития соответствующих отраслей промышленности. Начали работать минские чугунолитейный и машиностроительный заводы, фабрика спичек «Березина», лесопильные и кожевенные заводы. В 1927 г. мелкая промышленность превысила довоенный уровень развития. В декабре 1920 г. в целях восстановления разрушенного войной хозяйства был разработан план государственной электрификации России (ГОЭЛРО), названный В. И. Лениным «второй программой партии». На территории Беларуси до середины 1920-х гг. было построено более 20 электростанций. Они являлись источником энергии для промышленных предприятий. Началось строительство крупнейшей на то время Белорусской государственной районной электростанции (БелГРЭС) в Оршанском районе. На ней в качестве топлива использовался торф. Нэп позволил в короткие сроки восстановить разрушенное войной хозяйство, учитывая экономический потенциал товарно-де- нежных отношений и материальную заинтересованность рабочих в результатах своего труда. Вместе с тем нэпом оказались недовольны определенные слои населения. Среди них — некоторая часть партийных и государственных руководителей, сторонников административно-командных методов управления экономикой, часть простого населения, которая не могла достигнуть того состояния, которое было у так называемых нэпманов (владельцев небольших предприятий, хуторян). Это послужило одной из причин свертывания нэпа во второй половине 1920-х гг.


2.Общественно-политическая жизнь БССР во второй половине 1950-х — первой половине 1960-х гг.: основные направления демократизации

Изменения в общественно-политической жизни. После смерти И. В. Сталина в 1953 г. прекратились репрессии, начался пересмотр дел незаконно осужденных. Значительным событием стал созванный в 1956 г. XX съезд Коммунистической партии Советского Союза (так стала называться с 1952 г. ВКП(б)). На закрытом заседании съезда его делегаты заслушали доклад «О культе личности и его последствиях», с которым выступил Н. С. Хрущев, избранный в сентябре 1953 г. Первым секретарем ЦК КПСС. Изменения, произошедшие в общественно-политической жизни, были направлены на преодоление последствий политического режима, существовавшего при Сталине, и его культа личности, что способствовало относительной демократизации и оздоровлению морально-политической атмосферы в обществе. Началась частичная реабилитация — восстановление доброго имени и прав невинно осужденных в предыдущие годы. Однако изменения проводились непоследовательно. Осуждались преступления в первую очередь против партии, а не народа. Программа КПСС, принятая в 1961 г., была нацелена на построение коммунизма в Советском Союзе уже в начале 1980-х гг. Коммунизм рассматривался как высшая ступень развития общества, приходящего на смену капитализму, для которой характерна общественная собственность, равенство людей, социальная справедливость, народовластие, гуманизм. Однако такой курс, провозглашенный Н. С. Хрущевым на XXII съезде КПСС, оказался необоснованным. Закрепление руководящей роли коммунистической партии. Поскольку, как и раньше, сохранялась однопартийная система, возможности для полной демократизации общественно-политической жизни в стране оставались ограниченными. В этих условиях под руководством Первого секретаря ЦК КПБ в 1956—1965 гг. Кирилла Трофимовича Мазурова осуществлялись меры по преодолению последствий культа личности. Его отличали глубокий природный ум, трудолюбие, интеллигентность, хорошие организаторские способности, простота и скромность. В 1953—1956 гг. он занимая пост Председателя Совета Министров БССР, который являлся исполнительным органом государственной власти. Стали регулярно проводиться партийные съезды и собрания партийных организаций, действовал принцип выборности на руководящие партийные должности. Систематическими стали встречи партийного и государственного руководства с населением. Обязательными были отчеты руководителей партийных организаций перед рядовыми членами партии. Роль Советов депутатов трудящихся в общественно-политической жизни. Согласно Конституции Белорусской ССР 1937 г. провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит Советам депутатов трудящихся, которые составляют политическую основу республики. Высшим законодательным органом государственной власти был Верховный Совет БССР, избиравшийся на 4 года. Однако на деле Советы действовали под непосредственным руководством коммунистической партии, которой фактически и принадлежала власть. Выборы в Советы проводились на безальтернативной основе. Это означает, что кандидаты, которые предлагались для избрания, предварительно утверждались партийными органами. Результаты голосования за выдвинутого кандидата всегда превышали 99 %. На сессиях Верховного Совета БССР обсуждались все вопросы жизнедеятельности республики: народно-хозяйственные планы пятилеток, здравоохранение и образование, пенсионное и бытовое обеспечение, развитие культуры, торговли и др. В числе функций законодательной власти особенно важной являлось утверждение государственного бюджета. Он представляет собой сводный план сбора доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. В 1955 г. на заседании Верховного Совета БССР после соответствующей переработки был обсужден и утвержден Государственный гимн БССР Следует отметить, что довольно долго БССР не имела своего Государственного гимна. В 1943 г. был утвержден Гимн СССР В послевоенные годы он звучал и на территории Беларуси как символ единения народов в многонациональном государстве. Авторами Государственного гимна БССР были поэт Михась Клим- кович и композитор Нестор Соколовский. Их патриотическая песня «Мы — белорусы» наряду с другими музыкальными произведениями участвовала в конкурсе на создание Государственного гимна БССР. Роль комсомола в общественно-политической и социально- экономической жизни республики. В общественно-политической системе того времени влиятельной организацией был Ленинский Коммунистический Союз Молодежи Беларуси. Комсомол являлся массовой организацией, объединявшей молодежь в возрасте от 14 до 28 лет. В 1948 г. в рядах Л КСМБ насчитывалось 262,5 тыс. молодых людей, в 1960 г. — 608,7 тыс., в 1970 г — 916 тыс. Комсомол проводил значительную работу по воспитанию молодежи, повышению ее образования и культуры. Партия считала комсомол своим помощником и резервом. ЛКСМБ руководил также работой пионерской организации в БССР. Комсомол Беларуси принимал участие в решении практически всех народно-хозяйственных задач, которые ставила коммунистическая партия. Во второй половине 1950-х — 1960-е гг. комсомол объявил подшефными все важнейшие новостройки Беларуси. Среди них Солигорский калийный комбинат, Березовская и Лукомская ГРЭС, Полоцкий и Мозырский нефтеперерабатывающие заводы, Белорусский шинный комбинат в Бобруйске, предприятия химической промышленности в Гродно, Гомеле, Полоцке. На их строительстве по путевкам комсомола работало более 20 тыс. молодых людей. Комсомол Беларуси внес значительный вклад в решение общесоюзной задачи по освоению целины в Казахстане, куда выехало из Беларуси более 60 тыс. юношей и девушек. Политика государства в отношении конфессий. Отношение власти к конфессиям в годы «хрущевской оттепели» строилось по принципу скорейшего преодоления религиозных пережитков в сознании людей. Считалось, что они якобы сдерживают успешное движение к коммунизму. В середине 1950-х — первой половине 1960-х гг. поднялась новая антирелигиозная волна, были закрыты многие храмы, монастыри, духовные семинарии. Почти наполовину сократилось число священнослужителей, многие из священников подвергались арестам и судебным наказаниям. Вместе с храмами уничтожались и памятники архитектуры. Так, в Витебске в 1957 г. был взорван Николаевский собор, а в 1961 г. — один из древнейших храмов XII в. — Благовещенская церковь. В этом же году был разрушен храм Пречистой Матери Божьей в Гродно, известный как «Фара Витовта».


3.Объяснение причинно-следственных связей между историческими фактами (процессами)

Раскрытие причинно-следственной связи между прекращением существования СССР и началом интеграционного процесса между Республикой Беларусь и странами Содружества Независимых Государств. С распадом бывшего СССР произошел разрыв единого экономического пространства, разрушились хозяйственные связи между бывшими советскими республиками, которые существовали в рамках единого народно-хозяйственного комплекса. В процессе поиска путей преодоления кризисных явлений и восстановления бывших экономических связей в новом рыночном пространстве Республика Беларусь особое внимание уделяет восстановлению на равноправной и взаимовыгодной основе связей с государствами СНГ, ранее входившими в состав СССР, прежде всего с Россией.


БИЛЕТЫ
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25