Билет 17


Cодерджание билета:

  1. Западная Беларусь в составе Польши: политическая и социально-экономическая ситуация
  2. Театральное, музыкальное и изобразительное искусство БССР во второй половине 1950-х — 1980-е гг.: отражение национально-культурных особенностей и исторического прошлого
  3. Анализ содержания исторического документа

1.Западная Беларусь в составе Польши: политическая и социально-экономическая ситуация

Политические и социально-экономические условия жизни белорусского народа. По Рижскому мирному договору от 18 марта 1921 г. к Польше отошли Гродненская, восточные районы Виленской и западные районы Минской губерний. Эти территории получили неофициальное название «Западная Беларусь». В официальных польских документах они назывались «кресы восточные», что означало восточные окраины Речи Посполитой. На этой территории в 1931 г. проживало 4,6 млн человек, большинство которых составляли белорусы. Политический режим, который был установлен в результате государственного переворота 1926 г. в Польше, в том числе в Западной Беларуси, получил название «санация» («оздоровление»). Это был военно-авторитарный режим (режим личной власти, опиравшийся на военную силу) под руководством начальника государства Юзефа Пилсудского. На территории Западной Беларуси действовала польская тайная политическая полиция, многочисленные суды и тюрьмы. В 1934 г. по распоряжению Ю. Пилсудского был создан концентрационный лагерь в Березе-Картузской. Массовые аресты, издевательства и пытки были обычным явлением в Западной Беларуси. Западная Беларусь являлась аграрным придатком промышленных районов Польши, рынком сбыта и источником дешевого сырья и рабочей силы. Сворачивались традиционные для Западной Беларуси отрасли промышленности: кожевенная, текстильная и др., которые ранее играли значительную роль в народном хозяйстве. Животноводческая направленность сельского хозяйства обусловила развитие производства масла и сыра, увеличение количества скотобоен. Единственной из традиционных отраслей промышленности, которая приобрела значительное развитие, была деревообрабатывающая. Это привело к чрезмерному использованию лесных богатств польскими и иностранными монополиями, особенно сильно пострадала Беловежская пуща. Наиболее крупными предприятиями были спичечная фабрика в Пинске, табачная и фанерная фабрики в Гродно, стеклозавод «Неман» в Лидском уезде. Промышленной продукции в Западной Беларуси производилось в 9 раз меньше, чем в Советской Беларуси, хотя по территории и численности населения они были почти равными. Рабочие в Западной Беларуси работали по 12—14 часов в сутки, а их заработная плата была ниже, чем на польских землях. В сельском хозяйстве было занято подавляющее большинство населения — 85 %. Однако помещики, которых было менее 1 % от всего количества жителей, владели более чем половиной всей земли. Польское правительство начало селить на «кресах восточных» колонистов — осадников (бывших польских военнослужащих). Они получали бесплатно или за небольшую плату земельные наделы по 15—45 га земли. Собственность осадников еще более укреплялась при объединении нескольких мелких земельных наделов обедневших крестьян в один участок и последующем насильственном переселении бедняков на хутора. В начале 1930-х гг. среди сельского населения Западной Беларуси крестьяне-бедняки составляли около 70 %, середняки — 23 %, зажиточные крестьяне, осадники, шляхта — более 6 %. У некоторых батрацких хозяйств земли вовсе не было. Чтобы снизить остроту сельскохозяйственного вопроса, польские власти проводили аграрные преобразования. Осуществлялась парцелляция — свободная продажа через земельный банк небольших участков помещичьей и государственной земли (парцелл), главным образом полякам, а также комасация — добровольное и принудительное выселение крестьян на хутора, в ходе которой до 1939 г. принудительно выселено на хутора около 70 % крестьянских хозяйств. Основные направления национально-освободительного движения в Западной Беларуси. Деятельность политических партий и организаций. На территории Западной Беларуси развернулось движение против польского гнета. В первой половине 1920-х гг. оно имело форму вооруженной партизанской борьбы. В западных районах им руководили белорусские эсеры, а на востоке — большевики. Среди наиболее известных руководителей партизанского движения, которое возглавляли большевики, были Василий Захарович Корж и Кирилл Прокофьевич Орловский. Национально-освободительное движение представляли: Коммунистическая партия Западной Беларуси (КПЗБ), созданная в 1923 г. в Вильне; Коммунистический Союз Молодежи Западной Беларуси (КСМЗБ), созданный в 1924 г.; Белорусская крестьянско-рабочая громада (БКРГ), действовавшая в 1925—1927 гг.; Товарищество белорусской школы (ТБШ), действовавшее в 1921—1937 гг.; белорусские депутаты-послы, избранные в польский сейм (парламент). Руководство КПЗБ проводило курс на развертывание партизанского движения с целью изменения политической власти в Западной Беларуси. Предусматривалась ликвидация помещичьего землевладения и передача земли крестьянам без выкупа. Председателем ЦК КПЗБ являлся Иосиф Логинович, а секретарем ЦК КСМЗБ стала в 1924 г. Вера Хоружая. БКРГ, как массовая политическая организация, объединяла более 100 тыс. человек. Программа БКРГ предусматривала самоопределение Западной Беларуси, образование рабоче-крестьянского правительства, передачу земли крестьянам без выкупа, ликвидацию системы осадничества. Возглавлял БКРГ известный белорусский ученый, революционер и общественный деятель Бронислав Тарашкевич. В 1925 г. в Западной Беларуси сложилась ситуация, которая могла привести к вооруженному восстанию. Для его предотвращения польское правительство ввело на территорию Западной Беларуси большое количество регулярных войск, действовали суды и карательные экспедиции, которые назывались пацификацией («усмирение»). Во время пацификации полицейские разрушали дома крестьян, уничтожали их имущество, совершали массовые избиения. Ведущая роль в проведении террора принадлежала тайной политической полиции — дефензиве. Она широко использовала методы провокаций, клеветы, запугивания и физических пыток. В 1927 г. полиция расстреляла демонстрацию крестьян в местечке Коссово (Полесское воеводство). К 12 годам тюремного заключения был приговорен руководитель БКРГ Б. Тарашкевич. Перед судом предстали многие члены КПЗБ. В этих условиях КПЗБ, чтобы предотвратить большие жертвы, призвала рабочих отказаться от борьбы за смену политической власти путем вооруженного восстания и перейти к другим методам сопротивления. Особое значение во второй половине 1920-х гг. приобрела деятельность белорусских депутатов-послов в польском сейме, объединенных в Белорусский посольский клуб. Они отстаивали права белорусов, вносили на рассмотрение парламента проекты законов, составляли официальные обращения к должностным лицам, организовывали встречи с крестьянами, рабочими, интеллигенцией. В 1930-е гг. в связи с мировым экономическим кризисом обострилась экономическая борьба. Прошли забастовки на промышленных предприятиях в крупных городах Западной Беларуси. Более четырех месяцев (октябрь 1932 — февраль 1933 г.) в Беловежской пуще бастовали 7 тыс. рабочих и крестьян. В 1935 г. вспыхнуло восстание нарочанских рыбаков. Дирекция государственных лесов, в ведение которой было передано озеро Нарочь, запретила свободную ловлю рыбы. В результате крестьяне-рыбаки потеряли единственный источник своего существования.


2.Театральное, музыкальное и изобразительное искусство

БССР во второй половине 1950-х — 1980-е гг.: отражение национально-культурных особенностей и исторического прошлого Театральное искусство. В 1970—1980-е гг. должное место в репертуаре белорусских театров заняла национальная тематика. Как и ранее, ведущим был Белорусский государственный академический театр имени Янки Купалы. Наиболее значительными работами театра стали спектакли по пьесам Ивана Чигринова «Плач перепелки», Алексея Дударева «Рядовые». В этих произведениях показан не только героизм людей в годы Великой Отечественной войны, но и то, какой ценой была завоевана победа. В Белорусском государственном академическом театре имени Якуба Коласа в Витебске был поставлен спектакль «Снежные зимы» по роману Ивана Шамякина. В Государственном русском драматическом театре БССР имени М. Горького осуществлены постановки «Возвращение в Хатынь» по повести Алеся Адамовича, «Пойти и не вернуться» по повести Василя Быкова и др. Музыкальное искусство. Композитор Анатолий Богатырёв создал оригинальную композицию «Белорусские песни». Алексей Ту- ренков написал оперу «Ясный рассвет», посвященную теме воссоединения Западной Беларуси с БССР. Юрий Семеняко создал оперу «Зорка Венера», посвященную жизни и творчеству М. Богдановича. Она, как и опера Дмитрия Смольского «Франциск Скорина», внесла достойный вклад в национально-культурное возрождение белорусского общества. Становлению песенного творчества в республике содействовал вокально-инструментальный ансамбль «Песняры» под управлением народного артиста БССР и СССР Владимира Мулявина. Обработки народных песен в исполнении ансамбля пользовались широкой популярностью. «Песняры» стали первым советским вокально-ин- струментальным ансамблем, который выступил в Америке, а американская пресса назвала его группой, которая заслужила, чтобы ей аплодировали стоя. Приобрел известность ансамбль «Сябры». Его художественным руководителем и ведущим солистом стал Анатолий Ярмоленко, исполнитель многих известных песен белорусских композиторов. Среди них «Алеся» Игоря Лученка. За более чем 35-летнюю композиторскую деятельность он создал ряд сочинений, среди которых музыкальная кантата «Курган» и поэма-легенда «Гусляр» на стихи Я. Купалы. Большую популярность приобрели песни на музыку композитора Эдуарда Ханка. Среди них — «Вы шумите, березы», «Лягу, прилягу», «То ли еще будет», «Малиновка», «Я у бабушки живу». Живопись. Развитие изобразительного искусства было связано со становлением профессионализма художников, которые постепенно переходили к философскому осмыслению исторических событий, отраженных в их творчестве. Тема борьбы против немецко- фашистских захватчиков стала определяющей в творчестве Михаила Савицкого. Будучи участником Великой Отечественной войны и узником фашистских концлагерей, он изобразил их ужасы в цикле картин «Цифры на сердце», который открывается автопортретом «Узник 32825». Христианские мотивы нашли воплощение в картине «Мадонна Биркенау», на которой изображен образ матери с ребенком, парящих над трубой крематория в концлагере Освенцим. Образ матери-партизанки впервые в советском искусстве создан художником в цикле «Беларусь партизанская», в частности в картине «Партизанская мадонна». Своеобразное место занял в белорусской живописи Александр Исачёв. Произведения художника посвящены преимущественно библейским сюжетам и выполнены в технике очень трудоемкого и кропотливого гладкого письма. К сожалению, признание к художнику пришло уже после его смерти, а большинство его картин находится за пределами Беларуси. Кино. Широкой популярностью у зрителей пользовались фильмы киностудии «Беларусьфильм». В середине 1950—1960-х гг. на экранах появились известные детские историко-приключенческие киноленты «Миколка-паровоз», «Девочка ищет отца», «Полонез Огинского». В кинофильме «Часы остановились в полночь» рассказывается об операции подпольщиков по ликвидации фашистского гауляйтера Кубе. В 1970—1980-е гг. популярность приобрели фильм «Белые Росы» и сериал «Государственная граница». Ярким кинематографическим талантом отличался народный артист БССР и СССР Виктор Туров. Основная тематика его картин связана с отражением детства, обожженного войной, связи военного и послевоенного локолений, например в дилогии «Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой» по одноименным романам А. Адамовича. Художественная кинолента «Через кладбище», снятая режиссером в 1964 г., по решению ЮНЕСКО через 30 лет вошла в число 100 лучших фильмов мира о войне. По трилогии И. Мележа «Полесская хроника» создана киноэпопея из двух фильмов «Люди на болоте» и «Дыхание грозы». Его картина «Я родом из детства», созданная еще в 1966 г., была названа кинокритиками в 1995 г. лучшим фильмом за всю историю белорусского кинематографа. Исторические события отражал в своем творчестве представитель старшего поколения белорусских кинорежиссеров Михаил Пташук. Им сняты киноленты по произведениям И. Шамякина «Возьму твою боль», В. Короткевича «Черный замок Ольшанский». Несмотря на требование самых высоких партийных структур, режиссер не вырезал сцену раскулачивания из своего фильма «Знак беды» по произведению В. Быкова. Скульптура. Тема Великой Отечественной войны стала главной в творчестве Анатолия Аникейчика. Подвигу белорусских партизан посвящен созданный им мемориальный комплекс «Прорыв» в Ушачском районе. Впечатляет его скульптурный комплекс «Проклятие фашизму» на месте сожженной деревни Шуневка Докшицкого района Аникей- чик — автор памятников Н. Гастелло и его экипажу, Я. Купале в Минске. Всемирно известным стал открытый в 1969 г. мемориальный архитектурно-скульптурный ансамбль «Хатынь», созданный как напоминание о сожженных в годы войны и невосстановленных после нее белорусских деревнях. Прототипом памятника «Непокоренный человек» в Хатыни стал Иосиф Каминский — единственный свидетель сожжения жителей деревни. Одним из авторов комплекса «Хатынь» и Монумента Победы в Минске был скульптор Сергей Селиханов. Художественной выразительностью отличаются мемориальные комплексы «Брестская крепость-герой», «Курган Славы Советской Армии — освободительницы Беларуси» под Минском, мемориальный комплекс советско-польского боевого содружества в д. Ленино Горецкого района. Событием в художественной жизни Беларуси стало открытие в 1975 г. в Жодино Монумента в честь матери-патриотки Анастасии Фоминичны Куприяновой и ее пяти сыновей, участвовавших в борьбе с врагом в годы Великой Отечественной войны. Один из них — Петр — повторил подвиг А. Матросова, закрыв своим телом стреляющий вражеский пулемет.


3.Анализ содержания исторического документа

Определение названия исторического документа и характеристика обстоятельств его возникновения: «...Организованный рабочий класс и трудовое крестьянство Беларуси... опираясь на волю трудящихся масс, проявленную на I съезде Советов Беларуси в феврале 1919 г.,... провозглашают независимую Социалистическую Советскую Республику Беларусь... все законы и постановления польской оккупационной власти о восстановлении частной собственности отменяются. Основные положения об организации народно-хозяйственной жизни, объявленные 1 января 1919 г. в Манифесте Временного рабоче-крестьянского правительства Беларуси, восстанавливаются в полной мере... Социалистическая Советская Республика Беларуси определяет свою западную границу по этнографической границе между Беларусью и примыкающими к ней буржуазными государствами. Граница Социалистической Советской Республики Беларуси с Советской Россией и Украиной определяется свободным выражением воли белорусского народа на уездных и губернских съездах Советов в полном согласии с правительствами РСФСР и УССР...». Данный исторический документ представляет собой Декларацию 0 провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Беларуси, принятую 31 июля 1920 г. в освобожденном от польских интервентов Минске. Эта Декларация означала второе провозглашение ССРБ (первое провозглашение было объявлено 1 января 1919 г. в результате принятия Манифеста Временного рабоче-крестьянского советского правительства Беларуси).


БИЛЕТЫ
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25