Билет 14


Cодерджание билета:

  1. Общественно-политическая система БССР в конце 1920-х — 1930-е гг.: основные направления формирования
  2. Развитие образования и науки БССР во второй половине 1950-х — 1980-е гг.: вклад в формирование индустриального общества
  3. Раскрытие содержания исторических понятий (терминов)

1.Общественно-политическая система БССР в конце 1920-х — 1930-е гг.: основные направления формирования

Изменения в общественно-политической жизни. На рубеже 1920—1930-х гг. партийно-государственное руководство СССР во главе с И. В. Сталиным взяло курс на осуществление административно-командных методов построения социалистического общества. Был сделан переход от демократизации общественно-политической жизни БССР в годы нэпа к централизованному плановому руководству жизнью общества в годы первых пятилеток. В условиях существования однопартийной политической системы руководящая коммунистическая партия стала фактически выполнять функции органа государственной власти, который осуществлял полный контроль над всеми сферами жизни общества. Советы депутатов трудящихся, профсоюзы, комсомол рассматривались коммунистической партией только в качестве проводников ее идей среди населения. Постепенно складывался режим личной власти И. Сталина и культ личности — чрезмерное возвеличивание его роли и приписывание ему определяющего влияния на ход исторических событий. Среди государственных руководителей господствовала сталинская теория об усилении классовой борьбы по мере продвижения советского общества к окончательному построению социализма. Складывание советской общественно-политической системы. К концу 1930-х гг. в БССР сложилась советская общественно-политическая система. Для нее были характерны следующие признаки. В социально-экономической области установилась государственная собственность на средства производства, увеличилась доля рабочего класса, сформировалось колхозное крестьянство. В общественно-политической сфере утвердилась однопартийная политическая система, которая предусматривала бесспорное подчинение центральной партийной и государственной власти. Господствовала всеобщая государственная марксистско-ленинская идеология — система взглядов и идей, принадлежавших коммунистической партии и лично И. Сталину. Эти взгляды разделялись большинством населения Советской Беларуси и были связаны с построением социалистического общества. В условиях существования однопартийной политической системы быть избранными в органы власти могли только члены коммунистической партии или беспартийные, которые поддерживали политику партии. Таким образом проводились безальтернативные выборы в органы власти, когда только одна кандидатура, обычно утвержденная местным партийным руководством, претендовала на соответствующую должность. В 1936 г. была принята Конституция СССР, получившая в истории название «Конституции победившего социализма». В 1937 г. был принят Основной Закон Белорусской ССР. Это была третья по счету Конституция БССР Ее основные положения повторяли общесоюзные. Советская Беларусь была провозглашена социалистическим государством рабочих и крестьян. Декларировалось, что победил социалистический строй, утвердилась социалистическая собственность на средства производства в государственной и кооперативно-колхозной формах. Частная собственность упразднялась. Были объявлены принципы: от каждого по способностям, каждому — по труду; кто не работает, тот не ест. В Конституции провозглашался ряд демократических прав и свобод советских граждан, в том числе право избирать и быть избранным в государственные органы власти. Политические репрессии. Деформации общественно-политической жизни проявились в нарушении объявленных Конституциями СССР и БССР прав граждан. В условиях бесспорного подчинения установкам коммунистической партии жестоко карались любые отступления от марксистско-ленинской идеологии и сомнения в правильности разработанного И. Сталиным курса на построение социализма. Это привело к политическим репрессиям — применению властью различных мер наказания по политическим мотивам. Уничтожались политические противники И. Сталина, что закрепляло его личную власть. Чрезмерно и необоснованно увеличилась роль органов внутренних дел, которым было поручено выявлять так называемых «врагов народа». В результате арестов республиканская партийная организация потеряла почти половину своего состава. С середины 1950-х до середины 1990-х гг. в БССР проходила реабилитация (восстановление доброго имени и прав) репрессированных граждан. Политические репрессии 1930-х гг. были признаны высшими партийными и государственными органами СССР как необоснованные. Многие вынесенные приговоры отменены за отсутствием состава преступления. Символом политических репрессий в Беларуси стало название Куропаты (лесное урочище под Минском). Здесь, как установлено Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, в 1937—1941 гг. расстреливали репрессированных жителей республики. Конфессиональная политика советского государства. Воспитание в духе марксистско-ленинской идеологии не совмещалось с религиозностью большинства белорусского населения. Поэтому ее искоренение из сознания масс стало одной из главных задач советской власти, которая развернула жестокую и беспощадную борьбу с церковью. Закрывались церковные учебные заведения, изымалось церковное имущество, закрывались и разрушались храмы. Широкий размах приобрела антирелигиозная пропаганда, были созданы Белорусский антирелигиозный университет и Общество воинствующих атеистов. Во время второй пятилетки (1933—1937), которую назвали «безбожной», произошло массовое закрытие церквей и костелов. К 1938 г. в БССР остались две действующие церкви — в Орше и Мозыре.


2.Развитие образования и науки БССР во второй половине 1950-х — 1980-е гг.: вклад в формирование индустриального общества

Развитие народного образования. В процессе формирования индустриального общества значительную роль сыграла общеобразовательная школа. Большим достижением стало введение с 1958 г. обязательного 8-летнего образования. Были созданы средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением. Работали школы рабочей и сельской молодежи. Были созданы профессионально-технические училища (ПТУ), готовившие квалифицированных рабочих. В первой половине 1970-х гг. был завершен переход к всеобщему среднему образованию. 98 % выпускников 8-х классов продолжили учебу для получения среднего образования в 10-летней школе, а также в средних специальных учебных заведениях и ПТУ. В процессе получения образования учеников готовили к участию в производительном труде. Много учеников воспитала учительница средней школы № 28 г. Минска Ариадна Ивановна Казей, сестра Марата Казея. Эта женщина воплотила в своей жизни безграничную силу духа нашего народа, его веру в жизнь и в себя. Оставшись после военного лихолетья с сильно обмороженными ногами, она смогла не только выжить, но и уверенно преодолеть свой жизненный путь, став заслуженным учителем БССР. За свой труд была удостоена звания Героя Социалистического Труда. В 1965 г. в БССР действовало 27 высших учебных заведений, в которых насчитывалось около 100 тыс. студентов, а в 1990 г. — 33 вуза и 188 тыс. студентов. По этому показателю из расчета на душу населения БССР занимала одно из первых мест среди советских республик. С 1974 по 1985 г. ректором Мозырского педагогического института имени Н. К. Крупской был талантливый педагог и ученый Михаил Афанасьевич Дмитриев, заслуженный учитель БССР В годы Великой Отечественной войны он стал кавалером солдатского ордена Славы и медали «За отвагу», а за самоотверженную учительскую работу был удостоен звания Героя Социалистического Труда. До 80 лет продолжал работать профессором в Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины. Система народного образования способствовала значительному росту знаний населения БССР. Вместе с тем ее финансирование происходило по остаточному принципу. Последовательно сокращалось обучение на родном языке, и к середине 1980-х гг. среди всех общеобразовательных школ только 21,3 % составляли белорусскоязычные. Развитие белорусской науки. Ведущая роль в развитии белорусской науки принадлежала Академии наук БССР, которую с 1969 по 1987 г. возглавлял белорусский ученый-физик Николай Александрович Борисевич. Окончив школу в июне 1941 г., он стал бойцом партизанского отряда. Освобождал Беларусь во время операции «Багратион». И только в 1945 г. стал студентом физико-математического факультета БГУ. Связал свою жизнь с наукой. Герой Социалистического Труда. На основе его исследований создан новый тип лазера. В области математики, физики, электронно-вычислительной техники, биологии, медицины ученые БССР достигли значительных результатов. Академик Михаил Ефремович Мацепуро успешно занимался разработкой и внедрением в сельскохозяйственное производство высокоэффективных технологий механизированного освоения заболоченных земель и уборки картофеля. Звание Героя Социалистического Труда было присвоено члену-корреспонден- ту АН БССР, выдающемуся хирургу-офтальмологу, талантливому ученому в области глазных болезней Татьяне Васильевне Бирич. В химической науке наиболее важными были достижения в области полимеров, которые стали основой для получения пластмасс и синтетических волокон. В биологии особое значение имели открытия в области генетики и генной инженерии, которые нашли применение в выведении новых сортов сельскохозяйственных растений и пород животных. Быстрыми темпами шло развитие радиоэлектроники и интегральной микроэлектроники, вычислительной техники, космических разработок, компьютеров, робототехники. Термин «робототехника» (наука о роботах) вошел в обиход благодаря всемирно известному американскому писателю-фантасту уроженцу Могилевщины Айзеку (Исааку) Азимову. Вклад уроженцев Беларуси в изучение и освоение космоса. Уроженцы Брестчины Петр Ильич Климук и Минщины Владимир Васильевич Коваленок первыми среди белорусов стали летчиками- космонавтами СССР и дважды Героями Советского Союза. Они внесли большой вклад в освоение космоса. Каждый из них совершил по три космических полета. В 1978 г. П. Климук во время третьего космического полета встретился на орбитальной станции «Салют-6» с В. Коваленком, который провел в невесомости в общей сложности 214 суток. Большой вклад в разработку ракетных двигателей сделал уроженец Слуцка конструктор Герой Социалистического Труда Семен Ариевич Косберг. Под его руководством создана серия ракетных двигателей, которые устанавливались на ступенях ракетоносителей, выводивших в космос пилотируемые корабли, искусственные спутники, автоматические межпланетные станции. Первый советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин во время старта сказал, что «Косберг сработал», то есть сработал сконструированный им двигатель. Известным в мире ученым в области астронавтики стал Борис Владимирович Кит. В 1928 г. он закончил Новогрудскую белорусскую гимназию, директором которой стал в 1939 г., а затем Виленский университет. Активно участвовал в национально-освободительном движении в Западной Беларуси. С 1950 г. стал участником американских космических исследований. Разработал космическое топливо, в качестве которого используется жидкий водород, стал автором первого в истории учебника по ракетной технике и топливу Математически рассчитал траекторию полета космического корабля на Луну. Был одним из кураторов советско-американских переговоров в области космонавтики. В результате была реализована совместная программа исследования космического пространства в мирных целях и экспериментальный космический полет «Союз — Аполлон» в 1975 г. Стал почетным гражданином Новогрудка. Получил звание почетного доктора Гродненского государственного университета имени Я. Купалы. Вклад ученых — уроженцев Беларуси в развитие оборонного комплекса СССР. Военно-промышленный комплекс представлял собой союз оборонной промышленности, армии и связанных с ними государственного аппарата и науки. Его укреплению способствовал один из главных создателей советского ядерного щита уроженец Минска Яков Борисович Зельдович. Не имея высшего образования, он в 25-летнем возрасте стал доктором физико-математических наук, изучив самостоятельно высшую математику. Занимался исследованием горения пороха реактивных снарядов для легендарной «катюши». Стал одним из создателей советской атомной бомбы, взрыв которой был проведен в 1949 г. В 1950—1960-е гг. активно участвовал в создании советской водородной бомбы. Стал трижды Героем Социалистического Труда. В практической реализации идей Я. Зельдовича принимал участие также уроженец Минска Аркадий Адамович Бриш. В его судьбе соединились борьба в Минском подполье, разведчиком в партизанской бригаде в годы Великой Отечественной войны и раскрытие секрета детонации советской атомной бомбы. Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. Укреплению обороноспособности СССР содействовал уроженец Витебщины советский авиаконструктор Павел Осипович Сухой (1895—1975). В молодые годы (в 1918—1919 гг.) он работал учителем математики в школах Лунинца и Гомеля. Во время Великой Отечественной войны под его руководством были созданы фронтовые бомбардировщики, штурмовики, истребители. Сконструировал ряд уникальных самолетов со стрелообразным и треугольным крылом, которые стали основой советской авиации, а также современных Военно-воздушных сил Республики Беларусь. Ему дважды присвоено звание Героя Социалистического Труда.


3.Раскрытие содержания исторических понятий (терминов)

Раскрытие содержания следующих исторических терминов: санация, пацификация, дефензива и определение явлений общественно-политической жизни, о которых свидетельствуют эти термины. Данный перечень исторических терминов свидетельствует о политике польских властей в отношении населения Западной Беларуси, которая по условиям Рижского мира 1921 г. вошла в состав Польского государства и в официальных документах получила название «кресы восточные», что означало восточные окраины Речи Посполитой. На этой территории польскими властями проводилась политика «санации» («оздоровления»), связанная с пацификацией («усмирением»), когда для предотвращения вооруженного восстания на территорию Западной Беларуси было введено большое количество регулярных войск, действовали суды и карательные экспедиции, которые разрушали жилье крестьян, уничтожали их имущество, совершали массовые избиения населения. Ведущая роль в проведении террора принадлежала тайной политической полиции — дефензиве, которая использовала методы провокаций, клеветы, запугивания и физических пыток.


БИЛЕТЫ
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25