БИЛЕТ № 21 к экзамену по истории Беларуси

1. Реформация и Контрреформация на территории Беларуси

1. Место церкви в ВКЛ долгое время определялось существованием двух течений христианства. В 20—30-е гг. XVI в. в ВКЛ установилась религиозная толерантность — веротерпимость. После заключения Люблинской унии 1569 г. православная церковь начала терять ведущее положение в Беларуси. Православного вероисповедания в XVI в. придерживалось большинство восточнославянского населения (белорусы, украинцы). Однако в 20—30-е гг. XVI в. православная церковь оказалась в довольно сложном положении. Если католическая конфессия существовала за счет государственной поддержки, то православная — за счет пожертвований прихожан. Православная церковь, сохранявшая свой традиционный характер, не воспринимала перемен, происходивших в мире, не предлагала образование представителям шляхетского сословия. Церковнославянский язык проповедей был все более непонятен прихожанам. В то же время католическая вера распространялась и постепенно закрепляла свои позиции на белорусских землях благодаря политике великих князей литовских, поддерживавших католицизм. В конце XVI — начале XVII в. в ВКЛ в ответ на пропольскую политику правящих кругов Речи Посполитой стали возникать братства — национально-религиозные организации православного, преимущественно мещанского, населения. В братских школах использовались церковнославянский и старобелорусский языки.

2. В XVI в. европейские страны охватило широкое общественно-политическое движение, направленное на реформирование католической церкви. Оно получило название Реформация, что в переводе означает «преобразование». Реформационное движение было вызвано кризисным положением католической церкви и нарастанием народного недовольства ее деятельностью. Основной социальной силой Реформации в ВКЛ, в отличие от западноевропейских стран, были шляхта и мещане, поскольку буржуазия в то время в княжестве еще не сформировалась.

Идеи Реформации начали проникать на белорусские земли в середине XVI в. Ее сторонники выступали за реформу католической церкви, за то, чтобы она стала дешевле для верующих, за богослужения на родном языке, а также выражали протест против церкви как крупного землевладельца и пышных католических обрядов. Реформационное движение в ВКЛ охватило только высшие круги общества, в первую очередь магнатов. Они присоединились к Реформации с политическим расчетом, так как желали отделиться от католической Польши и закрепить свою самостоятельность в управлении ВКЛ. Большинство крестьян, как и подавляющая часть городского населения, осталось на позициях православной веры.

3. Ведущим направлением Реформации на территории Беларуси стал кальвинизм. Кальвинисты, например, считали единственным источником веры Библию и отвергали посредничество церкви между человеком и Богом. Идеи кальвинизма поддержали магнаты и большая часть шляхты. Переходя в кальвинизм, они наносили удар по католической церкви и Люблинской унии, поскольку католическая церковь поддерживала идею инкорпорации (вхождения) ВКЛ в состав Польши. Ярчайшим представителем реформаци- онного движения в Беларуси, которого образно называют «отцом Реформации в ВКЛ», был один из лидеров кальвинизма канцлер ВКЛ Николай Радзивилл Черный.

Из кальвинизма выделилось такое направление Реформации, как арианство, или движение антитринитариев, которых называли «литовскими братьями». Ариане отрицали триединую сущность Бога (Бог-отец, Бог-сын, Бог - Святой Дух), не признавали крещения младенцев, считали Иисуса Христа только человеком. Представителем антитринитариев был Сымон Будный, издавший в 1562 г. в Несвиже первую печатную книгу на белорусском языке «Катехизис» («Символ веры»).

4. Во всех странах Европы во второй половине XVI в. развернулось религиозно-политическое движение против Реформации — Контрреформация («контр» означает «против»). Главными его проводниками стали иезуиты — члены общества Иисуса Христа, которые благодаря распространению просвещения стремились закрепить позиции католической церкви. Иезуиты начали закрывать протестантские и православные школы и типографии. Под их руководством проводились погромы и сжигались книги. В ВКЛ Контрреформация не получила таких ужасающих форм, как в Западной Европе (например, Варфоломеевская ночь в Париже). Еще одна особенность Контрреформации в ВКЛ — ее направленность как против кальвинизма, так и против православия.

В 1658 г. сейм Речи Посполитой принял решение об изгнании ариан за пределы государства. Кальвинистская шляхта стала переходить в католичество. Сын Николая Радзивилла Черного Николай Христофор Радзивилл (по прозванию Сиротка) сделал Несвиж, где по его инициативе был основан коллегиум, вторым после Вильно иезуитским центром ВКЛ. В результате распространения Контрреформации начался процесс клерикализации культуры — католическая церковь брала под свой контроль образование, науку, культуру и духовную жизнь, а научные знания объявлялись греховными.

2. События российских буржуазно-демократических революций 1905—1907 гг. и Февральской 1917 г. в Беларуси

1. Причины буржуазно-демократических революций были связаны с сохранением главных пережитков феодального строя — дворянско-помещичьего землевладения и нерешенности аграрного вопроса о наделении крестьянства землей. Главными феодальными пережитками в политической сфере являлись абсолютная монархия (самодержавие) и отсутствие демократических свобод в обществе.

События 1905—1907 гг. имели характер буржуазно-демократической революции, которая решала задачи демократического характера: свержение самодержавия, ликвидация крупного помещичьего землевладения, уничтожение национального угнетения, установление демократических прав и свобод. При-чины, вызвавшие Февральскую революцию 1917 г., были обусловлены нерешенностью вопроса о власти, так как сохранялась ограниченная монархия, и осложнениями, возникшими из-за Первой мировой войны, которая началась в 1914 г.

2. Разные политические силы, существовавшие накануне и во время первой буржуазно-демократической революции 1905—1907 гг., объединялись в три политических лагеря.

Правительственный лагерь стремился любыми средствами сохранить в стране самодержавие, сословные привилегии дворянства, помещичье землевладение. Его важнейшей опорой являлись армия и полиция.

Буржуазно-либеральный лагерь был представлен различными политическими партиями и организациями. Конституционные демократы (кадеты) стремились к введению в России конституционной монархии с парламентом. Их деятельность широкой поддержки в Беларуси не получила. Октябристы поддержали царский Манифест от 17 октября 1905 г., в котором впервые в российской истории провоз-глашались политические свободы (слова, собраний, печати, союзов) и в соответствии с которым созданная как совещательный орган при царе Государственная дума (парламент) обретала законодательные полномочия.

Внутри революционно-демократического лагеря не было единства. Большевики как политическое направление в Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) разделяли марксистское положение об установлении диктатуры пролетариата путем социалистической революции. Целиком самостоятельную политику проводил Бунд — Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России, провозгласивший себя национальной организацией еврейских рабочих. Партия социалистов-революционеров {эсеры) выступала за социализацию земли, т. е. ее передачу в общенародную собственность и уравнительный раздел среди крестьянства при отмене частной собственности на землю. Белорусская социалистическая громада (БСГ) — единственная в Беларуси национально-демократическая партия, которая выступала за автономию — широкое внутреннее самоуправление Для Беларуси с сеймом в Вильно в составе Российской федеративной демократической республики.

3. Основные события революции 1905—1907 гг. в Беларуси — это выступления солидарности в связи с «Кровавым воскресеньем» 9 января 1905 г. в Петербурге, когда царские войска расстреляли мирное шествие рабочих к Зимнему дворцу.

В октябре 1905 г. трудящиеся Беларуси приняли активное участие во Всероссийской политической стачке. Этими выступлениями в Беларуси руководили коалиционные комитеты, куда входили представители РСДРП и Бунда. 18 октября в городах Беларуси был провозглашен Манифест царя от 17 октября 1905 г. В Минске при потворстве местных властей 18 октября 1905 г. был расстрелян многолюдный народный митинг, на котором обсуждался Манифест. Это событие получило в истории название «Курловский расстрел» (по фамилии тогдашнего губернатора Минска Курлова).

В декабре 1905 г. царь объявил о проведении выборов в Государственную думу. В первой Государственной думе почти половина депутатов от белорусских губерний образовала свою группу — автономистов, выступавших за автономию Белорусского края, подчеркивавших, что им должны управлять «коренные жители, а не пришлые, чуждые и враждебные элементы». Во второй Думе депутаты от западных губерний объединились в Русский окраинный союз, выступавший против революции и действовавший под лозунгом «Россия для русских, и русские должны управлять ею». Представители этого союза рассматривали Беларусь как часть Западной России, отрицали существование белорусской нации, считали необходимым окончательное слияние белорусов с русским народом. Однако и первая и вторая Думы были распущены царскими указами. Разногласия между политическими лагерями, несогласованность действий рабочих и крестьян, сохранение армии в качестве оплота самодержавия обусловили поражение революции 1905—1907 гг.

4. Начало событиям Февральской революции 1917 г. положили массовые выступления рабочих в Петрограде. На их сторону стали переходить солдаты. 2 марта 1917 г. царь Николай II отрекся от престола. Самодержавие было свергнуто. Создавались новые органы буржуазной власти. В Петрограде они были представлены Временным правительством. Свои полномочия его министры осуществляли до выборов Учредительного собрания — будущего парламента России. Он должен был решить вопросы о земле, о войне и мире, национальный вопрос.

В городах и местечках Беларуси создавались органы революционно-демократической власти — Советы рабочих и солдатских депутатов. В России возникло особое политическое положение, получившее название двоевластие: с одной стороны — революционно-демократическая власть пролетариата и крестьянства в виде Советов, с другой — власть буржуазии в виде «общественных комитетов порядка». Особенностью данного положения стала поддержка Советами деятельности комитетов. Проводниками такой политики являлись меньшевики (политическое направление в РСДРП, представители которого поддерживали буржуазную власть) и эсеры. Подобное положение, характеризующееся как двоевластие, возникло и в армиях Западного фронта, размещавшихся на территории Беларуси.

После победы Февральской революции Белорусская социалистическая громада прилагала усилия для разрешения национального вопроса. В марте 1917 г. в Минске состоялся съезд представителей белорусских национальных организаций, высказавшийся за государственно-территориальную автономию (самостоятельность) Беларуси в составе Российской демократической республики. Высшим органом власти должна была стать Белорусская краевая рада. До выборов Рады съезд провозгласил себя высшей краевой властью, а своим исполнительным органом — Белорусский национальный комитет. БНК провел переговоры с Временным правительством о признании его правительственной структурой на территории Беларуси. Однако Временное правительство, стоявшее на позициях единой и неделимой России, считало, что этот вопрос может решить только Учредительное собрание. В итоге национальный вопрос для Беларуси остался нерешенным.

5. Основные результаты революции 1905—1907 гг. заключались в постепенном преобразовании абсолютной монархии (самодержавия) в ограниченную конституционную, зарождении парламентаризма в виде Государственной думы, введении демократических прав и свобод, в частности свободы слова, печати, уличных шествий, митингов и демонстраций, в росте политического самосознания населения. Вместе с тем революция 1905—1907 гг. не решила всех вопросов, так как не была ликвидирована собственность помещиков на землю, сохранял свою остроту национальный вопрос.

В результате Февральской революции было свергнуто самодержавие, власть перешла к буржуазному Временному правительству, которое придерживалось курса на дальнейшее участие в Первой мировой войне, что не способствовало решению наболевшего для Беларуси вопроса о мире. Сохранялось помещичье землевладение, а актуальный для Беларуси вопрос об оформлении государственной самостоятельности оставался нерешенным. Поэтому II съезд белорусских национальных организаций, состоявшийся в июле 1917 г. в Минске, принял предложение о национально-территориальной автономии для Беларуси в составе Российского государства и подчеркнул, что необходимо добиваться ее от Временного правительства.